Выборы 2024
Как Европа готовится к возможному второму президентству Трампа
Европейские чиновники разрабатывают стратегию о том, как избежать торговой войны, как «защитить» меры безопасности от Трампа и как вести себя с Дональдом Трампом дипломатически.
БЕРЛИН — Ближайшие союзники Вашингтона в Европе готовятся к возможному разрыву трансатлантических отношений в случае, если экс-президент Дональд Трамп одержит победу на выборах во вторник.
После того как они пережили один президентский срок Трампа, европейские политики утверждают, что теперь они лучше подготовлены к его возможному повторному избранию. Они знают, какие дипломатические шаги потребуются, и разрабатывают различные планы на случай непредвиденных обстоятельств в сфере безопасности и торговли.
Тем не менее, как они говорят, эта готовность не уменьшила опасений по поводу лидера, который угрожал дестабилизировать НАТО, обещал ввести значительные импортные пошлины и заявил, что снова выведет Соединенные Штаты из Парижского климатического соглашения.
В некоторых отношениях, признают они, Европа сейчас менее подготовлена к взаимодействию с Трампом, чем раньше.
В последний раз, когда он находился в Белом доме, Трамп сталкивался с «решающим человеком Европы»: непреклонным канцлером Германии Ангелой Меркель. Однако сегодня на континенте нет лидера её уровня, который мог бы служить противовесом. Французский президент Эммануэль Макрон ослаблен политически, потеряв свою правительственную большинство. Канцлер Германии Олаф Шольц погряз в межкоалиционных распрях и сталкивается с resurgence правых. После 3,5 месяцев на посту премьер-министр Великобритании Киир Стармер имеет рекордно низкие рейтинги одобрения.
«Что произойдет, если президент будет избран во второй раз в Америке, который объявит НАТО устаревшим и больше не будет готов выполнять обязательства по обеспечению безопасности?» — заявил Фридрих Мерц, лидер консервативной партии Германии Христианских демократов, своим сторонникам на прошлой неделе. «Тогда мы останемся наедине. И под этим я имею в виду не только нас, немцев, но и нас, европейцев».
Интервью с 15 политическими деятелями, политиками, дипломатами и ведущими аналитиками из пяти европейских стран показывают, что независимо от того, кто победит, регион предвидит надвигающийся контрольный момент по своей зависимости от Соединенных Штатов.
Вице-президент Камала Харрис заявила, что альянс НАТО «железный». Но некоторые высокопоставленные европейские чиновники и дипломаты считают, что в качестве президента она будет следовать больше по стопам президента Барака Обамы, чем президента Джо Байдена, и сосредоточит внимание США на Восточной Азии.
Её советник по национальной безопасности Филип Гордон — эксперт по Европе, который поддерживал «долговременную» поддержку Украины. Но он также выступал за «более реалистичное соглашение между Европой и Соединенными Штатами».
«Одно ясно: мы не сидим здесь, как заяц, попавший в фары», — сказал спикер Министерства обороны Германии Михаэль Стемпфле в интервью The Washington Post. «Независимо от того, кто выиграет выборы в США, внимание Соединенных Штатов в будущем будет всё больше сосредоточено на Индо-Тихоокеанском регионе. Европейцам придется делать ещё больше для своей безопасности».
Тем не менее, преобладающие опасения, озвученные европейскими чиновниками, сосредоточены на Трампе. Быстрая реакционная группа в штаб-квартире ЕС в первую очередь сосредоточена на стратегическом планировании его возвращения, сообщили дипломаты.
Подготовка к торговой войне
Трамп ввел пошлины на сталь и алюминий из Европейского Союза в последний раз, когда он был у власти. Но на этот раз он заявил, что пойдет дальше. Он ведет предвыборную кампанию с самой значительной за почти век увеличением пошлин.
«Скажу вам, Европейский Союз звучит так мило, так прекрасно, правда? Все эти милые маленькие европейские страны, которые собираются вместе», — сказал он во вторник на митинге в Пенсильвании. «Они не берут наши автомобили. Они не берут наши сельскохозяйственные продукты. Они продают миллионы и миллионы автомобилей в Соединенных Штатах. Нет, нет, нет, они должны будут заплатить большую цену».
Германия, частая мишень для Трампа, кажется особенно уязвимой. Самая большая экономика Европы застопорилась. Её автомобильная промышленность уже обсуждает беспрецедентные сокращения и закрытия. Перспектива торговой войны с Трампом усиливает страхи рецессии здесь. Немецкий экономический институт предупредил, что тарифы Трампа могут привести к потерям в 162 миллиарда долларов для немецких компаний.
Официальные лица ЕС разработали списки ответных пошлин и продумали стратегии переговоров. Они полагают, что могут смягчить Трампа, предложив сотрудничество в борьбе с недобросовестными торговыми практиками Китая или пообещав увеличить импорт из США, по словам европейских чиновников.
«Я думаю, есть ощущение, что мы должны быть лучше подготовлены и не думать, что просто потому, что мы надеемся, что торговая война не произойдет, это не случится», — сказал один из дипломатов ЕС, говоривший на условиях анонимности, чтобы поделиться внутренними дискуссиями.
«Защита» безопасности от Трампа
Разговоры о «защите» соглашений о безопасности от Трампа проникли в обсуждения в Брюсселе, административной столице Европейского Союза и штаб-квартире НАТО.
Обязательства Трампа по поддержке Украины в её войне с Россией неясны. Он заявил, что хочет помочь украинцам «потому что мне жалко этих людей». Но он также обвинил президента Украины Владимира Зеленского в начале конфликта, отказался сказать, что хочет, чтобы Украина выиграла, и частным образом дал понять, что завершит войну, заставив Украину уступить территорию, по словам людей, знакомых с этим планом.
На предвыборной кампании Трамп похвалился, что ему будет приятно побудить Россию атаковать страны НАТО, которые не тратят достаточно на оборону.
Чтобы подстраховаться на случай возможного изменения позиции Белого дома по Украине, европейские чиновники сделали акцент на проведении пакетов помощи до выборов в ноябре. Новое командование НАТО также взяло на себя часть обязанностей Пентагона по координации военной помощи Киеву.
Европейские страны также увеличивают свои военные расходы — до самых высоких уровней с конца холодной войны. Это частично является ответом на прошлые упреки Трампа по поводу обязательств НАТО тратить 2 процента от валового внутреннего продукта. Но это также было серьезно подстегнуто угрозами России и пониманием того, что обеспечение безопасности Европы требует меньшей зависимости от Соединенных Штатов.
«Это факт, что Джо Байден, вероятно, последний президент, который действительно трансатлантический в традиционном смысле — в плане его характера и карьеры», — сказал Томас Эрндл, консервативный немецкий депутат и заместитель председателя парламентского комитета по иностранным делам. «Вот почему Европе необходимо взять на себя больше ответственности, особенно в вопросах безопасности».
В последнее время почти не ведется разговоров о создании европейской армии. Однако стремление к «стратегической автономии» включает усилия по увеличению производства оружия и формализации региональных партнерств в области безопасности. Берлин и Лондон на прошлой неделе подписали историческое соглашение, согласно которому германская военная техника будет работать из базы в Шотландии, а также совместная разработка беспилотников и дальнобойного оружия.
Тем не менее, среди этих усилий европейские чиновники признают, что утрата поддержки США в области обороны нанесет серьезный удар. Война в Украине ясно показала, насколько трудно будет европейцам стоять наедине и насколько высоки ставки.
Подготовка к изменению союзов
Адвокаты Трампа подали необычную жалобу в Федеральную избирательную комиссию на прошлой неделе, утверждая, что члены британской левой партии «Лейбористы» участвуют в «открытом иностранном вмешательстве», добровольно сотрудничая с кампанией Харрис.
Стармер отверг обвинения, заявив, что волонтеры проходят туда и обратно каждый выборный сезон. Он также пытался успокоить опасения, что этот эпизод повредит его отношениям с возможной администрацией Трампа.
Тем не менее, президентство Трампа может повлечь за собой дипломатические напряженности с некоторыми из традиционных союзников Вашингтона, одновременно повышая влияние деятелей среди европейских правых.
«Какую Европу мы увидим после победы Трампа?» — спросила Роза Бальфур, директор Carnegie Europe. «Европу с радикальными правыми лидерами, которые смогут более эффективно влиять на повестку дня, и Европу, которая потенциально окажется в беспорядке из-за Украины».
Европейские дипломаты говорят, что они научились взаимодействовать с Трампом — как угодить его эго и позволить ему заявить о каком-то успехе. Европейские правительства также стремились развивать больше контактов внутри лагеря Трампа и Республиканской партии, чем в последний раз.
Но Трамп имеет явных фаворитов в Европе. Среди них — Виктор Орбан. «Он не противоречивая фигура, потому что говорит: „Вот как будет“, и на этом все заканчивается», — сказал Трамп о лидере Венгрии, который подмял под себя суды своей страны, атаковал неправительственные организации и объявил войну прессе и ЛГБТ-сообществу.
Орбан заявил в четверг, что он «скрестил пальцы» за победу Трампа.
«Трампу будет сложно установить хорошие отношения с германским или французским правительствами, поэтому он будет искать обходные пути, и Орбан будет рад стать одним из них», — сказал Петер Крэко, директор аналитического центра Political Capital в Будапеште.
Орбан может стать эмиссаром Трампа в Европе по вопросам, связанным с сокращением поддержки Украины. Но неясно, сколько других европейских лидеров Орбан сможет привлечь на свою сторону.
Премьер-министр Италии Джорджия Мелони может стать более влиятельным союзником. Восходящая звезда правых в Европе, Мелони уже имеет близкого общего друга с Трампом: Илона Маска. Официальные лица Трампа публично охарактеризовали Мелони как «естественного партнера».
Тем не менее, такое партнерство вовсе не гарантировано. Итальянские чиновники отмечают, что Мелони была стойким сторонником Украины и имела довольно теплые отношения с Байденом. Снижающиеся расходы Италии на оборону также столкнутся с самой большой претензией Трампа к Европе: что ее страны не тянут своё бремя в НАТО. Мелони также, вероятно, поставит интересы Европы выше отношений с США в случае торговой войны, вызванной Трампом.
«Она не пойдет на риск ради Трампа; ей нужна Европа», — сказал высокопоставленный европейский чиновник, знакомый с итальянской политикой, который говорил на условиях анонимности, поскольку не имел права общаться с прессой.
Источник: The Washington Post