Выборы 2024

Победа Трампа сигнализирует о большей конфронтации с Пекином

Published

on

Избранный президент намерен углубить торговую напряженность с главным соперником Вашингтона, в то время как Китай может извлечь выгоду из более слабых альянсов США

ПЕКИН — Возвращение Дональда Трампа в Белый дом вносит новую нестабильность в отношения между США и Китаем, угрожая превратить напряженные отношения между двумя крупнейшими мировыми державами в нечто менее предсказуемое и более конфронтационное.

Выборы Трампа происходят в совершенно другой момент в отношениях США и Китая, чем когда он впервые вступил в должность в 2017 году. До первого срока Трампа Вашингтон в значительной степени преуменьшал различия с Пекином, стремясь вовлечь Китай в мировой порядок, возглавляемый США.

Через восемь лет демократы и республиканцы пришли к гораздо более жесткой позиции, во многом как результат жесткой риторики Трампа и его действий против Китая, а также растущей напористости самого Китая. Президент Байден в основном сохранил политику первого срока Трампа, хотя и говорил о приоритетности стабильности в отношениях.

Трамп вряд ли предложит такие общие лозунги. В своих предвыборных речах он иногда называл Китай угрозой и выдвигал идею введения 60%-ных тарифов на все китайские товары, в то время как в других случаях выражал восхищение способностью китайского лидера Си Цзиньпина контролировать огромное государство.

Несмотря на прошлые напряженности, Си поздравил Трампа с победой на выборах в телефонном разговоре, как сообщила китайская государственная телерадиокомпания в четверг, сказав президенту, что Китай и США выигрывают от сотрудничества и теряют от конфронтации.

На следующий день, в среду, пресс-секретарь МИД Китая Мао Нин придерживалась осторожной линии, призвав к взаимной выгоде между двумя странами, независимо от того, кто является президентом.

Результаты выборов 2024 года в США транслируются в ресторане в Шанхае. Фото: Цилай Шэнь/Bloomberg News


«Наша политика в отношении США остается неизменной», — сказала Мао на ежедневном брифинге, когда основные американские новостные агентства прогнозировали победу Трампа на выборах. «Мы продолжим подходить к китайско-американским отношениям в соответствии с принципами взаимного уважения, мирного сосуществования и сотрудничества на основе выигрыша для обеих сторон».

Мао отказалась отвечать на вопросы о возможности повышения тарифов.

Китай был приоритетом внешней политики для Трампа в его первый срок, а его торговая война с Пекином стала отличительной чертой его пребывания в должности. Трамп часто высказывался о Си в дружеских тонах и излучал тепло на их личных саммитах.

Этот тон изменился, когда Трамп начал свою торговую войну в январе 2018 года, и стал более жестким, когда пандемия COVID-19, впервые обнаруженная в Китае, распространилась в США в марте 2020 года, что побудило тогдашнего президента Трампа обвинить Пекин в том, что он намеренно распространил «чумицу» в Америку.

Когда Байден вступил в должность, он сохранил многие из позиций Трампа в отношении Китая, включая тарифы. Однако Байден смягчил риторику, заявив, что он хочет улучшить отношения с Пекином, несмотря на действия, направленные на ограничение доступа Китая к чувствительным технологиям с целью сдерживания его экономики.

Перед выборами этого месяца многие китайские официальные лица и обычные граждане не видели особой разницы в том, как Трамп и кандидат от Демократической партии вице-президент Камала Харрис будут вести отношения с Пекином.

Корабль с контейнерами приходит на терминал в порту Ляньюнган, Китай. Фото: Cfoto/Zuma Press

Особенно китайские официальные лица были возмущены тем, что они считали лицемерием администрации Байдена, которая заявляла о желании улучшить отношения, одновременно проводя жесткую политику. Государственные СМИ постоянно изображают США как агрессора по отношению к Китаю, и это изображение, вероятно, усилится под руководством Трампа.

В то же время Китай может извлечь выгоду, если Трамп ослабит альянсы США. Особенно болезненным для Пекина в последние годы стало то, как администрация Байдена подтолкнула своих партнеров в Европе и Азии к более конфронтационной позиции по отношению к Китаю.

Похвала Трампа в адрес Си и его призывы к повышению тарифов на союзников, а также к увеличению их расходов на оборону вызвали беспокойство в Азии, где многие соседи Китая, включая Южную Корею, Японию и Филиппины, сильно зависят от поддержки Вашингтона.

«Торговая политика Трампа в прошлый раз была огромной головной болью, и они беспокоятся, что в этот раз его обещания по тарифам будут сеять раздор среди союзников, когда нам нужно быть едиными, чтобы справиться с Китаем», — сказал Майкл Дж. Грин, генеральный директор Центра исследований США в Университете Сиднея.

Победа Трампа вызвала особое беспокойство на Тайване, острове с самоуправлением, который сталкивается с растущей военной угрозой со стороны Пекина. Байден четырежды заявлял, что США будут защищать Тайвань в случае китайского вторжения, нарушив давнюю неопределенность США по этому вопросу, хотя его советники каждый раз отходили от этих заявлений.

Тайваньские призывники во время стрельб на военной базе в Тайване. Фото: Ритчи Б. Тонго/Shutterstock

Трамп, в свою очередь, был более критичен в отношении островной демократии, призывая Тайвань больше платить за свою оборону. Он также обвинял Тайвань, который является мировым лидером в производстве полупроводников, в краже американских рабочих мест.

Хотя многие из внешнеполитических советников Трампа совершали высокопрофильные визиты на Тайвань и критиковали Байдена за недостаточную поддержку Тайваня, сам Трамп подчеркивал близость Тайваня к китайскому материковому Китаю и его удаленность от США в недавних интервью.

«Тайвань, очевидно, будет обеспокоен», — сказал Вэнь-ти Сун, нештатный научный сотрудник Атлантического совета в Тайбэе. «Трамп ясно дал понять, что не делает различий между друзьями и врагами, он управляет отношениями».

Сун добавил, что Тайвань может оказаться в невыгодном положении в таком сценарии. «Если платишь за участие — это игра, в которой побеждает тот, у кого больше денег», — сказал Сун. «Китай гораздо больше, поэтому Тайвань имеет основания беспокоиться о своей способности конкурировать с Китаем за дружбу США при Трампе».

Президент Тайваня Лай Чинг-те поздравил Трампа через платформу X, выразив уверенность, что отношения между Вашингтоном и Тайбэем, «основанные на общих ценностях и интересах, будут продолжать служить основой для региональной стабильности».

Одним из неопределенных факторов для Пекина в новой администрации является возможность улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой. Война в Украине сблизила Китай и Россию, хотя Трамп может попытаться ослабить это партнерство, протягивая руку помощи России.

Тем не менее, в недавних беседах с бывшими китайскими чиновниками многие говорили, что траектория отношений между США и Китаем останется неизменной, независимо от исхода выборов.

«Есть базовое предположение, заложенное в китайском анализе США, что независимо от того, кто станет президентом, стратегическое соперничество с Китаем продолжится», — сказал Грин, который был старшим директором по Азии в Совете национальной безопасности при Джордже Буше-младшем. «Дальше это вопрос — моими словами, а не их — выбора Китая своего яда».

Источник: wsj

В тренде

Exit mobile version