ШоуБиз
Средневековье стало основой для развития витражного искусства. Витражи Чарльза Джея Конника
“Новое — это хорошо забытое старое”. Это внутренний девиз, которым, вероятно, руководствовался герой биографической книги Питера Кормака — художник Чарльз Джей Конник, чье творчество и неоготический стиль получили популярность в США более века назад.
“Новое — это хорошо забытое старое”. Это внутренний девиз, которым, вероятно, руководствовался герой биографической книги Питера Кормака — художник Чарльз Джей Конник, чье творчество и неоготический стиль получили популярность в США более века назад.
В начале XX века витражи в Северной Америке ассоциировались в первую очередь с работами таких художников, как Джон Ла Фарж и Луис Комфорт Тиффани, которые использовали новаторскую технику опалового стекла. Эта технология с её светонепроницаемой текстурой и ярким декоративным стилем не имела ничего общего с традиционными образцами. Питер Кормак, в своем биографическом исследовании Чарльза Конника, критикует «женственную вульгарность» витражей из опалового стекла, подчеркивая, что заслуга Конника заключается именно в возвращении к средневековым техникам.
Чарльз Джей Конник (1875–1945) родился в бедной семье в Пенсильвании, но, несмотря на отсутствие специального образования, проявил яркий художественный талант. Сначала он работал иллюстратором в газете Pittsburgh Press, а затем, благодаря встрече с одним из партнеров витражной фирмы Rudy Brothers and Reich, заинтересовался дизайном витражей. Переехав в Бостон, он познакомился с архитектором Ральфом Адамсом Крэмом, который вдохновил его на дальнейшее развитие. Особое внимание Крэм уделял английскому мастеру витражей Кристоферу Уоллу, что повлияло на стиль Конника. В 1909 году он получил первый заказ на изготовление витража, а в 1910 году отправился в Англию и Францию, где его особенно поразили витражи в соборе Шартра, датированные XIII веком. В 1913 году Конник открыл собственную мастерскую в Бостоне.
В своей работе Конник избегал строгого историзма, его стиль идеально подходил для украшения неоготических церквей, строительство которых стало популярным в тот период. Его витражи украшали такие важные здания, как собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке, собор Грейс в Сан-Франциско и часовня Принстонского университета в Нью-Джерси. Одним из самых выдающихся его произведений является витраж для мемориальной часовни Хайнц в Университете Питтсбурга, которая была спроектирована Чарльзом Клаудером.
В 1937 году Конник опубликовал книгу «Приключения в свете и цвете: введение в ремесло витражей», в которой особое внимание уделял свету как важному элементу в искусстве витража. Конник был глубоко увлечен литературой, особенно поэзией, и многие его витражи были вдохновлены литературными произведениями. Он был человеком тихим, но обаятельным, с тонким чувством юмора, любившим витиеватые фразы, такие как: «Витражам, как и всем нам, нужен мирный сон после захода солнца, вот почему я считаю замечательной мысль позволять им занимать свое место при свете дня и кротко не замечать их с наступлением темноты».
После его смерти в 1945 году, команда мастеров продолжала работать в том же духе до 1986 года.
Кормак отмечает, что «поэтическое исследование старинного витражного искусства, признание антиреалистичной, неживописной природы этого медиума, а также возвращение к его древним традициям, все больше проявлялись в работах Конника как мощное средство современного визуального выражения».
Источник: The Artnewspaper